НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «РОСКОМСВОБОДА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «РОСКОМСВОБОДА». 18+
VisionLabs: Распознать и заработать
Может ли система распознавания лиц работать в этически приемлемых рамках? Наши партнёры из «Коллективного действия» рассматривают этот вопрос на примере VisionLabs.
В 2012 году Александр Ханин инженер робототехники, выпускник МГТУ им. Баумана вместе с друзьями создает компанию VisionLabs. Сегодня в ней работает более 100 сотрудников, а их офисы расположены в Амстердаме, Сингапуре и Дубае, в планах Япония и США, однако Россия и СНГ по-прежнему даёт около половины всей выручки. Основные клиенты Ханина – банки, ретейл и транспортные компании.

В 2017 году ключевым партнером VisionLabs становится Сбербанк. Задача банка — обеспечить биометрический доступ к любой своей услуге или сервису. К этому моменту вся компания уже была оценена в 100 млн долл. Кроме того, ещё с 2019 года Сбер планирует провести публичное размещение акций VisionLabs.

«Мы делаем не «Большого брата», а автоматизацию и прозрачные бизнес-процессы, которые облегчают людям жизнь», — заявлял основатель компании Александр Ханин. VisionLabs создает платформу компьютерного зрения и видеоаналитики. Алгоритмы компании распознают не только лица, но и поведение, пол, возраст и эмоции.

Александр Ханин так и говорит: «Раньше мы занимались face centric аналитикой, сейчас фокусируемся в целом на human centric, то есть анализируем всё, что связано с человеком и его жизнедеятельностью — лицо, поведение, внешность, манеру ходьбы и так далее». Её основное отличие от традиционных биометрических технологий — возможность применения без сбора и анализа персональных данных. «Это делает их надежными с точки зрения безопасности», — объясняют в Сбербанке. По поводу утечек своих баз данных в VisionLabs не беспокоятся. Там утверждают, что только для того, чтобы взломать систему и получить бесплатный проезд на метро нужно будет потратить около 200 тыс. руб. Высокая стоимость уменьшает количество желающих.

Представители VisionLabs поясняют: «Новые решения применимы для получения клиентской аналитики и оптимизации городского пространства: на основании передвижения потока людей можно выбирать расположение остановок, количество автобусов на маршруте, регулировать работу светофоров». Кроме того, алгоритмы компании позволяют определить положение головы, состояние глаз и направление взгляда. Эту технологию внедряют для мониторинга усталости водителей в «Яндекс.Такси». Новый тренд, по мнению основателя VisionLabs, это бесконтактная оплата на базе распознавания лиц, что особенно актуально в период пандемии.

В компании также готовы развиваться и в направлении «умного города». Силуэтный анализ позволяет понять, что человек, который занял горизонтальное положение на улице, с большой вероятностью испытывает проблемы со здоровьем и нуждается в помощи, поясняют эксперты. Главное отличие от других технологий — возможность интегрировать в уже существующую городскую систему и низкие требования к камерам видеонаблюдения.

Рассуждая о том, что отличает VisionLabs от конкурентов, Ханин говорит: размер базы данных, низкие потребляемые ресурсы и соответствие законодательству. Он считает, что многие компании занимаются только безопасностью, но не уделяют внимания соблюдению законов, тут же оговариваясь:

«Наверное, это не так важно, если продавать продукт спецслужбам, но для коммерческого сегмента это критично».

Нарушение закона о персональных данных в Европе приведет к штрафам в десятки миллионов евро. В России самый большой штраф по этой статье составляет 500 тыс. руб., и то только при повторном нарушении правил обработки организацией. Однако сам Ханин считает, что законы в этой области очень суровые, в том числе и в России. Компания инвестирует большие средства в то, чтобы сделать все свои продукты легальными и конкурентоспособными на мировом рынке. Задача такого рода технологий — экономить бизнесу деньги, а не создавать людям новые проблемы.

Этот пример показывает, что система распознавания лиц может работать в этически приемлемых рамках, а компании готовы подстраивать свои продукты под действующие законодательства разных стран и даже тратить на это крупные суммы. Кроме того, рынок готов предлагать новые решения и отвечать на сложные вызовы. Умные алгоритмы могут помогать бизнесу экономить миллионы, а городу спасать жизни людей и ловить преступников. Правда, только в том случае, когда механизм работы таких систем кристально прозрачен, а вся их деятельность определяется правовым полем. Превышения полномочий и утечки должны фиксироваться и наказываться.